Завод-изготовитель рекомендует вынимать силовой агрегат (двигатель со сцеплением и коробкой передач) вниз. Для этого необходим подъемник, чтобы повыше поднять переднюю часть автомобиля. В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуются домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, что даст возможность извлечь из-под него двигатель, опущенный на пол гаража.
Двигатель очень тяжелый, поэтому рекомендуем снимать его с помощником.
При снятии и установке силового агрегата в сборе, имеющего большую массу, применяйте только полностью исправные грузоподъемные механизмы, рассчитанные на соответствующую нагрузку, и особенно тщательно контролируйте правильность и надежность присоединения тросов, траверс и т.п. к транспортным проушинам двигателя.
1. Для удобства работы снимите капот (см. «Снятие и установка капота»).
2. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе питания двигателя»).
3. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
4. Отсоедините провода отаккуму-ляторной батареи и снимите ее с автомобиля (см. «Снятие и установка аккумуляторной батареи»).
5. Снимите брызговик двигателя (см. «Снятие и установка брызговика двигателя»).
6. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
7. Снимите приводы передних колес (см. «Снятие и установка приводов передних колес»).
Приводы передних колес можно не отсоединять от коробки передач. В этом случае закрепите отсоединенные от ступиц приводы на силовом агрегате любым доступным способом (например, привяжите проволокой).
8. Снимите катколлектор в сборе с приемной трубой системы выпуска отработавших газов (см. «Снятие и установка катколлектора»).
9. Снимите рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления (см. «Замена рабочего цилиндра привода выключения сцепления»), не отсоединяя от него шланг, и отведите цилиндр в сторону.
10. Захватив пассатижами скобу крепления оболочки троса выбора передач…
11. …извлеките скобу…
12. …и выньте оболочку из держателя на коробке передач.
13. Поддев отверткой…
14. …снимите шарнирный наконечник троса с пальца рычага выбора передач и отведите трос в сторону.
15. Аналогично отсоедините трос переключения передач.
16. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов датчика детонации…
Для наглядности показано при снятой впускной трубе.
17. …и отсоедините колодку от датчика.
18. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчика скорости…
19. …и выключателя света заднего хода, сжав фиксаторы их крепления.
20. Отверткой сдвиньте замок фиксатора колодки жгута проводов датчика абсолютного давления (разрежения) во впускной трубе…
21. …нажмите на фиксатор…
22. …и отсоедините колодку жгута проводов от датчика.
23. Аналогично отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры всасываемого воздуха.
24. Разъедините колодку жгутов проводов форсунок…
25. …и отсоедините от топливной рампы шланг подачи топлива (см. «Снятие и установка топливной рампы»).
26. Отсоедините колодку жгута проводов от дроссельного узла (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).
27. Ослабьте отверткой хомут крепления шланга к вакуумному усилителю тормозов…
Для наглядности показано при снятом дроссельном узле.
28. …сдвиньте хомут по шлангу…
29. …отверткой строньте с места шланг…
30. …и снимите его со штуцера впускной трубы.
31. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов клапана продувки адсорбера…
32. …и отсоедините колодку от клапана.
33. Сожмите фиксаторы наконечника шланга подачи паров топлива из адсорбера…
34. …и отсоедините шланг от впускной трубы.
35. Расстегните отверткой фиксатор жгута проводов на впускной трубе…
36. …и выведите жгут из фиксатора.
37. Расстегните нижний держатель жгута проводов в правой передней части головки блока цилиндров…
38. …и выведите жгут из держателя.
39. Аналогично извлеките жгут из верхнего держателя и отведите его в сторону.
40. Отсоедините колодку жгута проводов от катушки зажигания (см. «Снятие и установка катушки зажигания»).
41. Снимите электронный блок управления двигателем (см. «Снятие и установка электронного блока управления двигателем»).
42. Выверните болт крепления наконечника «массового» провода к крышке головки блока цилиндров и отведите провод в сторону.
43. Выверните четыре винта крепления держателя жгутов проводов к кронштейну блока управления двигателем…
44. …снимите держатель с кронштейна и отведите в сторону вместе со жгутами.
45. Отсоедините колодку жгута проводов отдатчика фазы, сдвинув замок фиксатора (желтого цвета) и нажав на фиксатор колодки.
46. Сожмите фиксаторы наконечника шланга от расширительного бачка системы охлаждения…
47. …и отсоедините шланг от штуцера головки блока.
48. Выверните три болта, отверните одну гайку крепления кронштейна блока управления двигателем к головке блока цилиндров…
49. …и снимите кронштейн.
50. Выверните болт крепления держателя моторного жгута к крышке головки блока цилиндров…
51. …и отведите держатель вместе со жгутом в сторону.
52. Выдвиньте замок фиксатора колодки жгута проводов электромагнитного клапана системы изменения фаз газораспределения…
53. …и, нажав на фиксатор…
54. …отсоедините колодку от клапана.
55. Выверните болт крепления держателя переднего жгута проводов к крышке головки блока цилиндров…
56. …и снимите держатель вместе со жгутом.
Для наглядности показано на снятом двигателе без жгута проводов.
57. Бокорезами перекусите замок хомута крепления отводящего шланга…
Хомут крепления шланга одноразового использования.
58. …снимите хомут…
59. …и снимите шланг с патрубка головки блока цилиндров.
60. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости, сдвинув замок фиксатора (желтого цвета) колодки и нажав на фиксатор.
61. Бокорезами перекусите замок хомута крепления шланга к радиатору отопителя…
Хомут крепления шланга одноразового использования.
62. …снимите хомут…
63. …и снимите шланг с патрубка головки блока цилиндров.
64. Бокорезами перекусите замок хомута крепления подводящего шланга…
Хомут крепления шланга одноразового использования.
65. …снимите хомут…
66. …и снимите шланг сводораспределительной трубы.
67. Выверните верхний болт крепления кронштейна компрессора кондиционера…
68. …извлеките болт и отсоедините наконечник «массового» провода.
69. Разрядите систему кондиционирования (см. «Удаление хладагента из системы кондиционирования»).
70. Выверните болт крепления наконечника подводящего шланга системы кондиционирования…
71. …и отсоедините шланг от компрессора кондиционера.
72. Выверните болт крепления наконечника отводящего шланга системы кондиционирования…
73. …и отсоедините шланг от компрессора кондиционера.
74. Бокорезами перекусите замок хомута крепления всасывающего шланга насоса…
75. …снимите хомут…
Хомут крепления шланга одноразового использования.
76. …и отсоедините всасывающий шланг магистрали гидропривода рулевого управления от патрубка насоса. Слейте рабочую жидкость из системы в подходящую емкость.
77. Выверните болт-штуцер крепления наконечника шланга напорной магистрали…
78. …извлеките болт-штуцер и отведите наконечник шланга.
Обратите внимание что, наконечник напорной шланга магистрали с обеих сторон уплотнен двумя медными шайбами. Заменяйте их новыми при каждой разборке соединения.
79. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков положения коленчатого вала…
80. …и сигнальной лампы аварийного падения давления масла, сжав фиксаторы их крепления.
81. Закрепите стропы грузоподъемного механизма за транспортные проушины, натяните их, чтобы разгрузить опоры силового агрегата…
82. …и установите для страховки надежную опору под картер коробки передач.
83. Снимите заднюю…
84. …и левую опоры подвески силового агрегата в сборе (см. «Замена опор подвески силового агрегата»).
85. Установите под масляный картер двигателя надежную опору.
86. Выверните два болта крепления подушки правой опоры подвески силового агрегата к кронштейну на кузове.
87. Немного приподнимите силовой агрегат, уберите опоры из-под двигателя и коробки передач и опустите силовой агрегат вниз, на пол.
88. Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подъемнике) на высоту, достаточную для извлечения из-под автомобиля силового агрегата, и установите под кузов надежные опоры.
89. Установите двигатель и все снятые узлы и детали в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- — перед установкой силового агрегата очистите метчиком от ржавчины резьбовые отверстия крепления его опор;
- — на резьбу болтов крепления опор нанесите анаэробный фиксатор резьбы;
- — опоры силового агрегата удобнее закреплять в следующем порядке: задняя, передняя левая, передняя правая;
- — прокладки приемной трубы обязательно замените новыми;
- — при подключении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися и движущимися элементами силового агрегата.
После установки двигателя выполните следующее.
- 1. Залейте масло (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
- 2. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
- 3. Залейте рабочую жидкость в систему гидроусилителя рулевого управления (см. «Замена рабочей жидкости и прокачка системы гидроусилителя рулевого управления»).
- 4. Заправьте хладагентом систему кондиционирования (см. разд. 12 «Система отопления, кондиционирования и вентиляции»).
- 5. Отрегулируйте натяжение ремней привода насоса гидроусилителя рулевого управления (см. «Проверка, регулировка и замена ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления»), генератора и компрессора кондиционера (см. «Проверка, регулировка и замена ремня привода генератора и компрессора кондиционера»).
- 6. Отрегулируйте привод управления механизмом переключения передач (см. «Регулировка привода управления коробкой передач»).
- 7. Пустите двигатель и проверьте, не подтекает ли топливо, масло и охлаждающая жидкость. Проверьте давление масла. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.