Техосмотр автомобиля представляет собой процесс проверки его технического состояния, осуществляемый под контролем организаций, которые наделены государством соответствующими полномочиями. Поскольку именно госорганы несут ответственность за поддержание безопасности на дорогах, они устанавливают к состоянию авто строгие требования.
Порядок проведения техосмотра
Право на проведение техосмотра авто есть исключительно у специализированных организаций – операторов, получивших аккредитацию. Проверка техосмотра по вин позволяет выяснить, входит ли выполнявший данную процедуру оператор в их число. С 1 октября 2021 года процесс технического осмотра необходимо фотографировать, делая два фотоснимка: один до диагностики, второй – после. У фотографий должны иметься координаты. Их включают в базу ЕАИСТО.
В ходе технического осмотра проверяется исправность важнейших узлов и агрегатов транспортного средства, включая следующие:
- система тормозов;
- стеклоочистители и стеклоомыватели;
- фары;
- аварийная сигнализация;
- мотор;
- рулевая система.
Периодичность технических осмотров, установленная государством, такова:
- Легковые машины, мотоциклы, грузовые автомобили весом до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, приобретенные после 01.04.2020 и аналогичные транспортные средства, возраст которых составляет менее четырех лет, не нуждаются в техосмотре.
- Для вышеуказанных транспортных средств, возраст которых составляет от четырех до десяти лет, периодичность техосмотра составляет раз в два года.
- Для вышеуказанных транспортных средств, возраст которых составляет более десяти лет, периодичность техосмотра составляет раз в год.
- Автобусы, грузовые автомобили весом от 3,5 тонн, а также учебные автомашины, возраст которых составляет менее пяти лет, проходят техосмотр раз в год. Если их возраст превышает пять лет, то периодичность техосмотра составляет раз в полгода.
Изменения, введенные в 2021 году
Процедура проведения технического осмотра автомобиля в 2021 году подверглась очередному реформированию. Ранее владельцы машин, не прошедших техосмотр, были лишены возможности покупки страхового полиса ОСАГО. Начиная с 22.08.2021, данная норма более не действует. Приобрести страховку могут и автовладельцы без пройденного техосмотра и наличия диагностической карты. Тем не менее, в ПДД сохранился запрет на управление транспортным средством, которое не прошло технический осмотр. Штрафные санкции предусмотрены частью 2 статьи 12.1 КоАП РФ. В настоящее время его величина составляет не более 800 руб., однако с 01.03.2022 она вырастет до 2000 руб.
Если водитель управляет автомобилем без страхового полиса ОСАГО, то с него взимается штраф в размере от 500 до 800 руб. А поскольку в последнее время все чаще используются камеры видеонаблюдения, способные определять авто без полиса ОСАГО, нарушителям не удастся уйти от ответственности. Максимальная частота выписывания такого штрафа составляет раз в сутки.
С 01.10.2021 процесс выдачи диагностической карты станет более сложным. Раньше ее зачастую подделывали даже страховые компании, а автовладельцы могли ее купить через интернет. В результате введенных изменений этот документ будет представлен в электронном виде, а его подлинность будет подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) эксперта, осуществляющего диагностику. Бумажная версия диагностической карты останется доступной, однако она понадобится только для выезда за границу. В России автовладельцы смогут обходиться без нее.