Газобаллонное оборудование позволяет повысить экологичность мотора, увеличивает пробег машины без дозаправки – ехать можно и на бензине, и на пропане. На внедорожники УАЗ Патриот устанавливают системы ГБО следующих поколений:
- 4-го поколения – для ДВС с распределенным впрыском газа через отдельные форсунки. Подходит для двигателей с инжектором, аппаратура соответствует экологическими нормам Евро-3 и 4;
- ГБО 5-го поколения – пропан подается в цилиндры в жидком виде. Это повышает точность дозировки, снижает расход горючего и улучшает работу двигателя;
- если выполняется установка ГБО на УАЗ Патриот 6-го поколения, то переделка топливной системы не требуется. Аппаратура интегрируется со штатным оборудованием впрыска – для подачи горючего в камеры сгорания используются бензиновые форсунки. Подходит для современных двигателей с прямым впрыском топлива в цилиндры.
Как работает ГБО на автомобилях УАЗ Патриот
Сжиженный газ хранится в баллоне под давлением 10-16 атмосфер. Газ поступает через мультиклапан и магистраль в редуктор-испаритель, где нагревается за счет охлаждающей жидкости двигателя и переходит в газообразное состояние.
В системах 4-го поколения газовые форсунки впрыскивают газ во впускной коллектор. В комплектах 5-6 поколений газ подается в цилиндры в жидком виде.
ЭБУ ГБО корректирует подачу газа, синхронизируется с блоком управления мотором и датчиками. Система автоматически переключается между пропаном и бензином, если необходимо, например, при холодном пуске ДВС.
Как производится монтаж ГБО на УАЗ Патриот
Цилиндрический или тороидальный баллон крепят в багажном отделении или в пространстве для запаски. Объем емкости выбирают в зависимости от мощности мотора: чем силовая установка мощнее, тем больше требуется горючего. Для монтажа на машину используют резервуары 50-100 л.
Установка газобаллонного оборудования производится в несколько этапов:
- Крепление мультиклапана на баллоне – устройство необходимо для заправки резервуара, подачи газа к ДВС, аварийного сброса давления.
- Установка редуктора-испарителя – монтируется в подкапотном пространстве, подключается к системе охлаждения двигателя.
- Врезка газовых форсунок или монтаж рампы на ГБЦ – крепятся на впускном коллекторе – для ГБО 4-го поколения.
- Прокладка и фиксация топливных магистралей – медные или пластиковые трубки проводят под днищем машины от баллона к редуктору и форсункам.
- Подключение ЭБУ ГБО к штатной проводке и датчикам: лямбда-зонду, датчику частоты вращения коленвала.
- Монтаж переключателя «газ/бензин» в салоне.
- Калибровка форсунок на стенде.
- Программирование ЭБУ под параметры двигателя – регулировка частоты оборотов коленвала, подбор состава смеси газа с воздухом.
Производится тест на ГБО на герметичность мыльным раствором. Последний этап – проверка работы мотора на всех режимах: при холодном запуске, при переходе с газа на бензин.
Преимущества установки ГБО на УАЗ Патриот
Комплекты газобаллонного оборудования для легковых автомобилей и внедорожников адаптированы к российским условиям эксплуатации. Аппаратура позволяет:
- значительно увеличить запас хода УАЗ – до 50-60%;
- снизить выброс углекислого газа, азотных соединений и сажи в атмосферу на 30-50%;
- уменьшить расходы на моторное масло – при работе на пропане угар смазки уменьшается.